Все статьи
Ловушки геймификации в обучении
Геймификация давно уже вошла в образование. Баллы, уровни, турниры стали инструментами преподавателей, тренеров, корпоративных методистов, перешагнув пределы компьютерных игр. Учиться стало интереснее! А может это просто манипуляция? Попробуем разобраться.
Скептически к геймификации относятся «олдскульные» профессионалы. Они считают, что обучение – дело серьёзное, имеющее строгую структуру и без всяких игр. Надо отметить, что их сомнения не лишены смысла. Если под геймификацией понимать лишь раздачу баллов и призов за участие, то от этого новшества будет мало толку.
Когда игра во вред
Анастасия Высоцкая, автор и практик в сфере геймификации, в своей книге «Да начнётся игра!» разбирает в подробностях, какие игровые элементы могут навредить. Здесь имеются в виду не технические ошибки или неудачная графика. Речь идёт о манипуляциях всегда чувствительных для участников, хотя и не всегда злонамеренных.
Преподаватели иногда используют игровые техники не для мотивации участников тренинга, а чтобы мягко подтолкнуть к нужному выбору, сэкономить на бюджете или проконтролировать поведение. Со стороны это может выглядеть как безобидные педагогические приёмы, но фактически нарушает доверие, оставляя у людей чувство несправедливости.
«Свободный выбор» по сценарию
Рассмотрим следующую ситуацию: группе предлагается выбрать тему проекта или формат задания. На бумаге – полная свобода выбора, но один из вариантов – явный фаворит: оформлен ярче, за него можно получить больше баллов, да и сама подача намекает – «этот путь будет правильным».
И никто не заставляет выбрать именно этот вариант, но ощущение подставы остаётся. Особенно у тех, кто вначале выбрал что-то другое. Участники начинают сомневаться в правилах игры, честности происходящего. Часть группы выберет «правильный» вариант, а другая почувствует подвох и начнёт сопротивляться. Если человек чувствует манипуляцию, он замыкается.
Приз, которого нет
Ещё одна ситуация: участникам обещают щедрые призы. Обещают с горящими глазами, мотивация просто зашкаливает, обучение летит на крыльях. Потом оказывается – приз где-то на горизонте, по-прежнему недостижим. И не потому, что человек недостаточно приложил усилий, просто система так устроена.
Человек чувствует себя обманутым. Он старался, верил в правила, выкладывался, но всего надежды были напрасными. Потерянное доверие означает, что человек не будет воспринимать геймификацию всерьёз.
Геймификация – мощный инструмент, способный даже самые скучные занятия в увлекательные путешествия. Но лучше с ней обращаться честно без манипуляций, сценарных ловушек и недостижимых призов.
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. РФЭИ | 12 |
2. МИЭПП | 6 |
3. МАБиУ | 2 |
4. КУМВД | 0 |
5. МГУ имени М.В.Ломоносов | 0 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. БКСАиД | 0 |
2. ЕМК | 0 |
3. Монада | 0 |
4. КМК им. Г.К. Петровой | 0 |
5. КПК | 0 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Симферопольская гимназия №1 им | 0 |
2. Симферопольская среднеобразова | 0 |
3. Симферопольская гимназия № 9 | 0 |
4. Школа № 8 Министерства обороны | 0 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Школа-сад "Консоль" | 0 |
2. Детский сад №6 "Солнечный" | 0 |
3. Детский сад №66 "Барвинок" | 0 |
4. Детский сад №107 "Боровичок" | 0 |
5. Детский сад №106 "Лазурный" | 0 |
Комментарии