Образовательный портал Учеба82. Все об образовании в Крыму (Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосии и др)
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Ловушки геймификации в обучении

Геймификация давно уже вошла в образование. Баллы, уровни, турниры стали инструментами преподавателей, тренеров, корпоративных методистов, перешагнув пределы компьютерных игр. Учиться стало интереснее! А может это просто манипуляция? Попробуем разобраться.

 

Скептически к геймификации относятся «олдскульные» профессионалы. Они считают, что обучение – дело серьёзное, имеющее строгую структуру и без всяких игр. Надо отметить, что их сомнения не лишены смысла. Если под геймификацией понимать лишь раздачу баллов и призов за участие, то от этого новшества будет мало толку.

 

Когда игра во вред

 

Анастасия Высоцкая, автор и практик в сфере геймификации, в своей книге «Да начнётся игра!» разбирает в подробностях, какие игровые элементы могут навредить. Здесь имеются в виду не технические ошибки или неудачная графика. Речь идёт о манипуляциях всегда чувствительных для участников, хотя и не всегда злонамеренных.

 

Преподаватели иногда используют игровые техники не для мотивации участников тренинга, а чтобы мягко подтолкнуть к нужному выбору, сэкономить на бюджете или проконтролировать поведение. Со стороны это может выглядеть как безобидные педагогические приёмы, но фактически нарушает доверие, оставляя у людей чувство несправедливости.

 

«Свободный выбор» по сценарию

 

Рассмотрим следующую ситуацию: группе предлагается выбрать тему проекта или формат задания. На бумаге – полная свобода выбора, но один из вариантов – явный фаворит: оформлен ярче, за него можно получить больше баллов, да и сама подача намекает – «этот путь будет правильным».

 

И никто не заставляет выбрать именно этот вариант, но ощущение подставы остаётся. Особенно у тех, кто вначале выбрал что-то другое. Участники начинают сомневаться в правилах игры, честности происходящего. Часть группы выберет «правильный» вариант, а другая почувствует подвох и начнёт сопротивляться. Если человек чувствует манипуляцию, он замыкается.

 

Приз, которого нет

 

Ещё одна ситуация: участникам обещают щедрые призы. Обещают с горящими глазами, мотивация просто зашкаливает, обучение летит на крыльях. Потом оказывается – приз где-то на горизонте, по-прежнему недостижим. И не потому, что человек недостаточно приложил усилий, просто система так устроена.

 

Человек чувствует себя обманутым. Он старался, верил в правила, выкладывался, но всего надежды были напрасными. Потерянное доверие означает, что человек не будет воспринимать геймификацию всерьёз.

 

Геймификация – мощный инструмент, способный даже самые скучные занятия в увлекательные путешествия. Но лучше с ней обращаться честно без манипуляций, сценарных ловушек и недостижимых призов.

 

 

Ваш комментарий




Рейтинги